Зоотерапия представляет собой направление психотерапии. Это лечение при помощи животных. Такое лечениеназывают также анималотерапией, или анимотерапией, от латинского слова «анимал» – животное, и пет-терапией, от английского «пет» – домашний любимец.
Ещё во времёна Гиппократа было известно, что животные благотворно влияют на душевное состояние человека, и лечебный эффект достигается именно за счёт положительных эмоций. В Древней Греции и Древнем Риме существовало понятие «собака-целитель». В храмах Аполлона жили специальные храмовые собаки. Обычно маленькие или среднего размера, они всегда находились рядом с молящимися, бродили или лежали рядом с ними, зализывали их раны.
В городе Гел (в нынешней Бельгии) с IX века животных стали использовать для помощи людям, страдающим душевными болезнями. Многие жители Гела, имеющие собак, стали принимать больных в свои семьи. Была создана программа терапевтической помощи душевнобольным. «Собакотерапия» давала превосходные результаты. В 1790 году в английском графстве Йоркшир было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Некий Уильям Тьюк, торговец чаем, разработал основную концепцию Общества. Среди методов лечения больных, которые основывались на сострадании, любви, понимании, доверии, важную роль стали играть животные. Врачи отмечали, что пациенты, ухаживающие за питомцами, стали менее агрессивными, научились владеть собой, у них снизилась частота приступов болезни. Собаки были одним из главных «лекарств», применяемых в больнице, а больные обрели настоящих друзей, преданных и бескорыстных. 75 лет спустя подобное заведение было создано в городе Бетель в Германии. Животные здесь играли едва ли не самую главную роль в лечении больных. Начав работу как скромное учреждение для людей, страдающих эпилепсией, Бетель ныне превратился в комплекс для лечения самых различных заболеваний. К 1997 году его программы охватили около шести тысяч пациентов. Птицы, кошки, собаки и лошади стали частью лечебного процесса.
Борис Левинсон, детский психиатр описал в медицинской литературе свой опыт применения собаки для лечения мальчика, больного аутизмом (это заболевание, при котором человек не реагирует на других людей и находится как бы в психологической «скорлупе») мальчика, которого долго пытался вывести из этого состояния. Ребенок, увидев пса доктора, начал с ним играть и быстро пошел на поправку. В конце концов, он начал контактировать не только со своими родными, но и со сверстниками. Получив первый положительный результат, доктор Левинсон начал широко применять зоотерапию при психических заболеваниях детей. В последствие к нему присоединились психиатры Карсон, Сэм и Элизабет, которые порекомендовали своим больным взять к себе собак из ближайшего собачьего приюта и ухаживать за ними. Вскоре все их пациенты показали положительную динамику, стали более адекватными т уверенными в себе. Исследования психологов из Оклахомы показали, что люди, имеющие собак, проявляют большую социальную активность и более контактны. Доктор медицинских наук из Пенсильвании (США) Аарон Катчер с коллегами выдвинул теорию, согласно которой эффект лечения с помощью животных (зоотерапии) достигается в результате прикосновений к ним, то есть тактильного контакта человека и животного. Психиатр Элеонора М. Волой (США) предположила, что животное любит нас материнской любовью не зависимо от нашего материального благополучия, внешности, удачливости и ума. В США животных впервые стали использовать в стационарах в 1919 году для помощи больным реактивными состояниями. Врачи заметили, что особенно эффективно проходило лечение ветеранов Первой мировой войны.Отношение медиков к терапевтическим возможностям собак изменила медсестра Элайна Смит, уроженка города Хилсайд в штате Нью-Джерси. Работая в больнице в Англии, она обратила внимание на то, какое благотворное действие оказывали на пациентов визиты капеллана и его собаки породы золотистый ретривер. Тогда у Элайны и возникла идея использовать специально обученных собак для ободрения и утешения пациентов. Вернувшись в США, она эту идею осуществила. Она же основала Международную организацию терапии животными («Pet Therapy International»), действующую до настоящего времени. В этой организации сформулирован девиз собаки-терапевта: «преврати слезы в улыбку и помоги заброшенным рассмеяться». Современный термин «зоотерапия» предложен американским детским психиатром Борисом Левинсоном в 1969г. Он заметил, что пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец-ретривер.
В настоящее время зоотерапия весьма распространена в западных странах. По мнению некоторых печатных изданий, она переживает настоящий бум, применяясь все шире. В США существуют Общество «Животные партнеры» (Pet Partners) , Международная организация терапии при помощи собак (Therapy Dog International), Лапы за здоровье (Paws for Health). Действует организация «Читая с Ровером» (Reading with Rover; Ровер – распространенная в Америке кличка собаки), где аутичные и стеснительные дети читают вслух собакам. В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала. С тех пор многие госпиталя имеют в своем штате собак, которые получают зарплату и пользуются всяческими социальными привилегиями. Более того, она официально признана и во многих европейских странах подготовкой собак занимаются госучреждения. К примеру, в Польше специальность «канистерапевт» введена в государственный список профессий.
Отдельные виды зоотерапии именуются по названиям животных, участвующих в лечебном процессе. Выделяют иппотерапию – лечение при помощи лошадей, дельфинотерапию (не требующую разъяснений), фелинотерапию, где в роли помощников врачей выступают кошки. В принципе, при умелом подходе, все животные могут положительно влиять на здоровье и душевное состояние человека. Собаки исцеляют благодаря своему дружелюбию, искренности, преданности человеку. Кроме того, контакты с ними более доступны, чем, например, с лошадьми или дельфинами. Лечение с помощью собак называют канистерапией.
Функции анималотерапии.
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу внутренних органов, нервной системы, снимает стресс. Доказано, что 10-15 минут поглаживания собаки нормализуют сердечную деятельность и улучшают настроение. Американским врачом А. Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Однако во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня нередко бывала довольно бурной. Есть сведения о том, что собаки участвуют в диагностическом процессе. В апреле 1989 года британский медицинский журнал «Ланцет» опубликовал сообщение о случае, когда в одну из больниц Лондона поступила пациентка с диагнозом «злокачественная меланома ноги». Первым, кто заметил на ноге хозяйки опухоль, был ее доберман-пинчер, который обнюхивал больное место в течение нескольких минут ежедневно. Собака даже пыталась откусить нарост. По сути, она и спасла жизнь своей хозяйке, вынудив ее обратиться к врачам. Заинтересованные этим сообщение врач-дерматолог из Флориды и отставной полицейский-кинолог разработали исследовательскую программу, осуществлением которой они занимались два года. Участником эксперимента стал шнауцер по кличке Джордж. Собаку научили распознавать девять из десяти видов меланомы по соскобам. Затем Джордж научился распознавать рак по образцам, взятым на анализ, и даже определять опухоль, скрытую под повязкой. В пяти случаях из семи он успешно справлялся с этой задачей.
2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Судя по рисункам, животные ассоциировались у детей с благоприятной семейной ситуацией, любовью, отсутствием конфликтов и враждебности. В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (не только собака или кошка, но даже хомяк, попугай), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. Когда в семье складываются отчужденные отношения, психотерапевты нередко рекомендуют завести собаку. Как отмечала психолог Э. Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе и таким образом решали проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми. Люди, которые занимают в обществе невысокое положение, ощущают себя если не богом, то по крайней мере, лидером в отношении своего питомца. Это повышает их самооценку и придает уверенность. У человека существенно уменьшаются комплексы и даже совершенно исчезают. Особенно показательно это в отношении одиноких людей, получающих в виде животного себе товарища и почти родственника. Их ответственность перед своим животным очень часто отвращает от нехороших действий и даже от самоубийства.
3. Реабилитационная функция. Контакты с животными позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительность. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, по каким-либо причинам лишенным этой возможности. Исследование, проведенное американским ученым М. Робином и его сотрудниками, показало, что среди обычных школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить». Среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
4. Функция компетентности — осознания собственных сил, возможностей, умений. Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам контактировать с природой, создавать новые пути общения, говорит себе «Я могу!» Потребность, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Взаимодействие с миром природы является дополнительным способом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку.
5. Функция самореализации. Взаимодействуя с животным, человек говорит себе: «Я могу ухаживать, помогать живому существу. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность быть значимым для других, ощущать свою нужность. Взаимодействие с животными позволяет удовлетворить эту потребность, ощутить себя необходимым любимому существу.
6. Функция общения. Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.