Чем отличается мозг 3-х летнего счастливого карапуза от мозга ребёнка, подвергавшегося жесткому эмоциональному отвержению?
Вы видите разницу между этими картинками?
Это мозг двух карапузов одного возраста. Но один снимок показывает мозг трехлетки, подвергавшегося эмоциональному насилию, а другой — мозг счастливого домашнего ребёнка.
На левом снимке мы видим гораздо меньше структур и размер мозга намного превышает тот, что на правом.
Тот, что слева — мозг здорового 3-х летки с головой среднего размера. Скан справа показывает мозг гораздо меньшего размера и в нем видны четко структурированные пятна. Это мозг 3-х летки, перенёсшего экстремально сильные эмоциональные травмы и отвержение.
Этот ребёнок страдает от «жестокой сенсорной депривации и отвержения», пишет профессор Брюс Перри, начальник психиатрического отделения Детского Госпиталя в Чикаго.
Перри поделился в публикации этими снимками, дабы показать как влияет на когнитивные развитие человека перенесённые в раннем детстве отвержение и эмоциональный абьюз.
Он пишет, что снимок справа показывает мозг значительно меньшего размера, у которого сильно проявлена атрофия коры и других отделов.
Что это значит? Что этот ребёнок будет страдать отставанием в развитии и проблемами с памятью.
Атрофия коры часто встречается в качестве симптома у пожилых людей, страдающих болезнью Альцгеймера.
Хорошо известно, что физическое насилие в раннем возрасте может привести к повреждению мозга ребёнка и к пожизненным осложнениям, и даже к смерти.
Эмоциональное насилие реже рассматривается с этой точки зрения, но сказывается на здоровье человека не менее пагубно.
Перри объясняет, что дети (и взрослые), пережившие эмоциональное насилие, крайне тяжело создают здоровые отношения.
Это может проявляться в проблемах привязанности и они могут находиться в полной зависимости от одного человека, а могут оказаться в полной социальной изоляции.
Исследования также показывают, что у детей, испытавших эмоциональный дистресс в раннем возрасте, позже возникают проблемы с памятью и с эмоциональной сферой.
Исследования, проводившиеся с 2009 года в Детском Госпитале Стэнфорда, показали, что у детей, страдавших от пост-травматических стрессовых расстройств и высокого уровня гормона стресса кортизола, часто встречается уменьшение размера гиппокампа — части мозга, отвечающей за переработку воспоминаний и эмоций.
Доктор Виктор Каррион, детский психиатр этого госпиталя, говорит: «если умеренные дозы повседневного стресса необходимы для стимуляции нормального развития мозга, то чрезмерные дозы могут вредить».
«Мы не говорим о стрессе во время приготовления домашнего задания или во время ссоры с отцом».
«Мы говорим о травматическом стрессе. Эти дети переживают нечто сходное с тем, когда они как будто застряли на середине проезжей части улицы и на них несётся грузовик».
Другие исследования устанавливают связь между высоким уровнем стресса в детстве и повышенным кровяным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и ожирением у взрослых.
В своей публикации Перри делает заключение: «Здоровое развитие нейронных систем, которое обеспечивает оптимальное социальное и эмоциональное функционирование, зависит от внимательного, заботливого отношения в раннем детстве. От этого же зависит и развитие возможностей создавать и поддерживать разнообразные отношения с другими людьми, детьми и взрослыми.»
Статью эту я взяла на FB странице Европейской Ассоциации #EMDR,
https://m.facebook.com/EmdrEuropeAssociation/
а туда она попала вот отсюда: By Andrea Downey, The Sun
November 2, 2017